После долгого перерыва Сокотра начала прием круизеров, проходящих через Аденский залив.

Typical spring weather around Socotra

 

Сомалийские пираты, о которых уже два года ничего не слышно, продолжают отпугивать от архипелага Сокотра круизеров, проходящих через Аденский залив.  Это объясняется тем, что многие лоции и руководства для кругосветчиков рекомендуют держаться подальше от Сокотры и сомалийского побережья, расположенного неподалеку.

Исключением стала российская яхта "Дельта", капитан которой, Андрей Невзоров, не побоялся мнимых опасностей и принял наше приглашение посетить Сокотру. 12 марта 2014 года яхта "Дельта" встала на рейде порта Хаулаф, расположеннего в нескольких километрах восточнее столицы острова.

Мы заранее выписали для экипажа туристические визы, а по прибытию на Сокотру помогли оформить все необходимые документы, закупить продукты, воду и топливо.

 

Ниже приводится отчет Андрея Невзорова о пребывании яхты "Дельта" на острове Сокотре.

 

Яхта "Дельта" на якорной стоянке в порту Haulaf:

 

Проверка лодки охраной порта и таможенной службой:

 

Удобное место для якорной стоянки:



 

Сам порт это скорее просто пирс, около которого разгружаются торговые суда, пришедше из Мукаллы и Эмиратов. Большинство товаров доставляется на Сокотру именно морским путем.





Здесь же разгружаются небольшие танкеры, доставляющие на Сокотру бензин, солярку и газ.

 

Для яхт рекомендуется вставать на якорь западнее пирса. Это место лучше защищено от волн, приходящих с северо-восточным муссоном с ноября по февраль. В марте-апреле-мае море спокойное.

 

В начале пирса расположен удобный пляжик для высадки из динги. В 50 метрах от пляжа - круглосуточный пункт охраны. Воровства на Сокотре нет, поэтому каждая попытка привязать на ключ динги встречала у местных жителей легкое негодование.

 

 

 

 

SOCOTRA (SUQUTRA), остров вне времени


Российская яхта DELTA, 10 метров, алюминий, экипаж 2 человека, капитан Андрей Невзоров. Информация о наших плаваниях на сайте www.theglonass.com на английском языке. Мы возвращалась из кругосветного плавания, и в марте 2014 года стартовали с северных Мальдив, с острова Uligamu, в направлении острова Сокотра, где мы стали первой парусной яхтой, зашедшей в этот район за последние десять лет.

 

Мальдивы-Сокотра

На северных Мальдивах была короткая остановка, сбор за чек-ин составил 160 долларов, на острове Uligamu вода 0,2 доллара за литр, небольшой выбор продуктов в единственной на острове лавке. Место для постановки на якорь - 07-04,7 N 072-55,1 E. В рыбацкую гавань не заходить, все перегорожено веревками. В гавани можно оставлять динги. Формальности в доме в двухстах метрах налево от гавани.

Рядом очень красивый необитаемый остров Vagaaru 07-05,4N 72-52,7 E, отличный снорклинг, на анкридже немного покачивает, сильное течение.

27.02.2014 Вышли с Мальдивских островов курсом 270 при северном ветре 10-15 узлов в галфинд с хорошей скоростью. Примерно после 65 градуса Е ветер начал отходить в востоку, позволив нам подниматься к северу, сохраняя курс галфинд. Через 13 дней, пройдя 1150  миль по генеральному курсу, мы подошли к острову Сокотра.

Зачем мы пошли на остров, не рекомендуемый к заходу из-за пиратской опасности?  Мой друг Денис Романов, живет на острове Сокотра уже семь лет, занимаясь развитием туристического бизнеса . Он пригласил нас, уверив в том, что Сокотра очень гостеприимный, красивый и безопасный остров, население которого заинтересовано в развитии туризма и визитах яхт. Мы хотели проверить эту информацию.

 

 

Подходы к Сокотре

Около острова ветер стал восточным, позволив нам без проблем обойти восточную оконечность острова, опасную выходящими далеко в океан отмелями и сильными течениями, на расстоянии около десяти миль. Вход в бухту, в которой находится пирс и якорная стоянка, свободен от опасностей, сама бухта закрыта от ветра и волн с северо-востока, доминирующих в это время года. Ориентиром для захода является высокая дюна, под которой находится нефтехранилище. 

Вход ночью возможен, но не рекомендован из-за местных торговых судов, стоящих на якоре без освещения. От точки 12-41,4N 054-04,4 E необходимо ориентироваться визуально.  Для постановки на якорь, надо пройти через анкридж грузовых и рыболовных судов и встать на якорь на глубине 5-7 метров, западнее оконечности пирса, на дистанции около 0,2 миль от него, таким образом, чтобы не создавать помех небольшим торговым судам, подходящим для разгрузки к торцу пирса. Есть муринги, но они не проверены, и лучшим решением будет постановка на свой якорь. Грунт держит отлично. Волны нет.

Стоянка для динги - небольшой пляж у западного основания пирса рядом с палаткой охраны порта. Динги можно безопасно оставлять на берегу, так как воровства на острове нет.

 

Формальности

Sailing boat on YemenСистема приема яхт на острове еще не отработана, поэтому вам лучше заранее известить о вашем приходе, написав письмо по адресу office@socotra.info туристическому агентству “Socotra Tamam” (Денис Романов, тел. +967-777758792 или Ghanem Hassen, tel.  +967-771738887), которое взяло на себя работы по обеспечению сервисом круизеров, заходящих на Сокотру. Они известят о вашем приходе власти и подготовят встречу. С ними же можно заранее согласовать программу посещения Сокотры.

Когда вы зайдете в порт, к вам подойдет лодка с охраной, поможет встать на якорь и работник порта проверит количество людей на борту, после этого вам разрешат спустить динги и доехать до берега, где вы должны будете отдать паспорта, документы на лодку, last port clearance для проверки и постановки йеменской визы. В это же время лодку досмотрит представитель таможни. Нам, как первой яхте, пришедшей на остров за последние годы, формальности были проведены бесплатно, но в дальнейшем стоимость оформления составит около 200$ + 100$ агентские.

Нам было предложено сдать анализ на ВИЧ, так как условием получения Йеменской визы является наличие справки об отсутствии заболевания, которой у нас не было. Анализ крови из вены был сделан бесплатно, в прекрасно оборудованном госпитале одноразовыми инструментами, на руки выдана справка об отсутствии заболеваний. Главный врач госпиталя уверил нас в том, что в дальнейшем на яхтсменов эта норма распространяться не будет.

В нашем случае мы оформили йеменские визы заранее (по копии паспорта, стоимость услуги - 100$), однако по йеменским законам вы можете получить разрешение на выход на берег, не имея йеменской визы. Иммиграционные органы забирают у вас паспорта и выдают вам разрешение на выход в город (исключение составляет порт Ходейда, куда яхтсменам заходить категорически не рекомендуется! - см. ниже...)

 

Обслуживание

Столица Сокотры - город Hadibo расположен в десяти километрах от порта, общественного транспорта нет. Мы использовали транспорт, предоставленный принимающей стороной. В городе — хороший выбор фруктов, овощей, рыбы и морепродуктов, можно найти козлятину, прекрасные сладости и хлеб. Обязательно попробуйте местные бананы, помидоры и папайю. На местные товары цены очень низкие. Большое количество лавок с привозными товарами первой необходимости, цены на которые европейские.
Помимо обычных товаров, рекомендуем купить на Сокотре: натуральное сухое молоко,  растительный маргарин Ги, финики, щербет, халву. Отличный консервированный тунец производства Mukalla.

Топливо в небольших количествах можно приобрести на бензоколонке на пути от порта в город, при большой потребности можно организовать доставку до пирса. Цена дизельного топлива на заправке - 10 долларов за 20 литров, бензин -  0,58$ за литр. Возможна заправка топливом с машины по коммерческим ценам для торговых судов.

Вода без проблем доставляется на пирс автоцистерной по цене 20 долларов за тонну.

Можно заправить баллоны для дайвинга и договориться об очистке днища лодки.

Возможности ремонта ограничиваются наличием автомастерских.

 

Валюта и связь

Валюта - йеменский риал. Курс стабильный — 1 $= 215 YR. В городе можно обменять доллары и евро. Есть банкомат, принимающий карты VISA.

Интернет на Сокотре достаточно медленный. В городе есть одно интернет-кафе, которое работает по вечерам. Стоимость 10$ в час. Мы пользовались бесплатным интернетом в офисе нашего агента.

 

Достопримечательности

Сокотра - остров, безусловно требующий посещения. Мы, пройдя вокруг света, и посетив острова Атлантического и Тихого океана, включая Галапагосы, и осмотрев ЮВА, были потрясены первозданной красотой острова и приветливостью живущих на нем людей. То, что вы увидите на Сокотре, вы не увидите нигде в мире - остров уникальный, такой, каким был сотни лет назад. Туристов на острове пока сравнительно мало (около 3000 человек в год — в основном из стран Европы, России, Америки, Канады).
Предварительное знакомство с островом вы можете провести, посетив сайт www.socotra.ru

Город Hadibo не является достопримечательностью, и, чтобы узнать настоящую Сокотру, нужно ехать на природу, лучше всего на несколько дней. Оптимальное время для знакомства с Сокотрой - одна неделя. Настоятельно рекомендую заказать экскурсионную программу у «Socotra Tamam» - это гарантирует вам отличное качество и интересную и продуманную программу. Денис, как серфер и яхтсмен, поможет с решением ваших проблем со снабжением и транспортом от порта до города. Вы также можете отлично поесть в его ресторане, там же можно принять душ и договориться о стирке грязного белья.

Мы были ограничены во времени, поэтому отвели на Сокотру всего 4 дня, два из которых мы посвятили осмотру острова. Вместе в Денисом мы съездили в центральную часть острова, где растут драконовые деревья, возраст которых достигает 1000 лет.  Здесь же растут ладановые и мирровые деревья. Спустившись по горному серпантину в каньон, мы долго купались в проточном пресноводном бассейне, а на закате заехали в белоснежные дюны на южном берегу Сокотры.

На второй день мы отправились на северо-восток острова, где расположены высокие дюны, образующиеся за время летних муссонных ветров. Денис взял с собой специальные доски для катания по песку. Сендбординг - отличное развлечение для людей, не страдающих отдышкой при подъеме.

Очень сожалеем, что нам не хватило времени посетить уникальную пещеру Hoq, мистическую Долину Снов, бухту Шуаб, и «Затерянный мир», где растут самые большие бутылочные деревья.

 

Транспорт

С Сокотры 3 раза в неделю летают регулярные рейсы до Саны (столицы Йемена), связанной  международными рейсами с остальным миром. Стоимость перелета Сокотра-Сана 215$ долларов.

Также есть субботний рейс Сокотра-Shardja (UAE).

 

Проблема пиратства

Мы говорим об этом, исходя из своих впечатлений, после официального разговора с властями Сокотры и из бесед с рыбаками и местными жителями.

Sailing on SocotraПиратов на острове и вокруг него нет. Местное население очень дружелюбно, оружия у населения на Сокотре нет.  Сокотрийские рыбаки постоянно контролируют водное пространство вокруг острова и до 52 Е на запад, где проходит Йеменско-Сомалийская граница, включая острова  Samha, Darsa и Abd al Kuri, где расположена йеменская воинская часть. За последние годы пиратов никто из местных жителей не видел.

По выходу с Сокотры, под восточным ветром 10-15 узлов, мы шли курсом 332 на точку 14-31,2N 052-57,5, пересекли «коридор безопасности» карго, и дальше шли параллельным ему  курсом 254 на точку 12-05,7 N 045-00,6 E на удалении около десяти миль от линии движения. При этом мы находились в зоне уверенного радиоконтакта с грузовыми судами на случай возникновения проблем. Во время перехода нас постоянно отслеживали береговые радары Йеменских ВМС (по показаниям радар-детектора), вертолет ВМС совершил трехкратный облет яхты, мы видели судно береговой охраны.

 

Остановки на материковом Йемене (Аден, Ходейда)

Hodeida sea port is not good for sailorsМы получили резко негативный опыт с заходом в порт Ходейда, где нам нужно было высадить  на берег Дениса, прошедшего с нами на яхте от Сокотры до Красного моря.

Коммерческий порт Ходейда не предназначен для захода маломерных судов. Зайдя в порт Ходейда, вы рискуете потратить более 1500$ за двухдневную стоянку у разбитого причала без каких-бы то ни было удобств и без возможности схода на берег, так как порт является режимным объектом.

Мы имеем информацию, что порт в Адене без проблем принимает круизеров. Наши знакомые (лодка «Anima»), шедшие маршрутом Оман-Красное море в это же время, зашли в Аден для закупки продуктов и топлива. Оформление обошлось в сумму 200$ и не вызвало никаких трудностей. Аден оставил у них положительные впечатления.

 

Выводы

Andrey Nevzorov, Captain of sailing yacht DeltaМы считаем, что переход от Индии (Шри-Ланки или Мальдив) до пролива Баб-Эль-Мандеб с остановкой на острове Сокотра является хорошей альтернативой переходу с остановками в Омане и континентальном Йемене.

Готов ответить на ваши вопросы mailfordelta@gmail.com

Капитан яхты DELTA Андрей Невзоров

блог Андрея Невзорова

 

***

 

О совместном переходе с яхтой Дельта от Сокотры до красноморского порта Ходейда:

http://socotra.ru/index.php?id=1073

http://socotra.ru/index.php?id=1075

http://socotra.ru/index.php?id=1076

 

Замечание о сомалийских пиратах: По нашему мнению, проект "сомалийские пираты" был инициирован страховой компанией Lloid, по сути являющейся монополистом в вопросе страхования морских перевозок. Страховые тарифы существенно выросли, несколько частных охранных компаний имеют хорошо оплачиваемую непыльную работу по сопровождению торговых судов от порта Джибути до Шри Ланки, ну и сомалийцам дали немного заработать.

 

 
 

Оставить комментарий