Путешествие на остров Сокотра

Иркутский фотограф Olga Zima вместе с друзьями в конце февраля отправилась на остров Сокотра в Индийском океане. За две недели небольшой группе туристов удалось познакомится с нетронутой природой этого клочка суши и узнать, какие там живут замечательные люди.

Бухта Шуаб

Несколько лет назад, после встречи на просторах интернета пары фотографий причудливых деревьев возникла непреодолимая тяга к острову Сокотра. И вот наконец-то мечта сбылась!

К сожалению, в Иркутске поездками на Сокотру никто не занимается, да и вообще очень мало фирм, которые смогли бы организовать вам качественный тур туда. Все-таки надо учесть, что поездка сложная, питание должны добывать либо вы, либо ваши гиды, жилье также обеспечивают они. Плюс ко всему огромный поток туристов на остров запрещен и еще много сложностей. Поэтому организацией тура занималась компания из Москвы.

Перелет оказался очень тяжелым, он занял у нас в общей сложности трое суток. Летели мы по маршруту: Иркутск — Москва — Стамбул — Сана — Сокотра. Покупку всех билетов возложили на нашего менеджера — организатора тура. Сокотра — не место для самостоятельного путешествия. Гиды рассказывали, что до нашей группы встретили двух шведов, которые в Шуабе искали магазин и не смогли самостоятельно добыть себе еды. Конечно, их накормили и объяснили, что не туда они приехали дикарями, все это очень опасно.

В Сане по программе нам давались сутки, чтобы ознакомиться с городом и культурой Йемена, но мы опоздали всей группой в Стамбуле на рейс и 24 часа провели в аэропорту, разбив лагерь в подвальном помещении. В итоге Сану удалось посмотреть на обратном пути. Но об этом я расскажу в другой статье.

Самым тяжелым стал перелет на Сокотру на очень маленьком самолете, где места занимают по принципу «где успел, там и сел». Перепады давления сильно чувствуются при взлете и посадке, от боли сводит скулы.

И вот мы наконец-то прибыли на остров Сокотра, который территориально относится к Йемену. На протяжении многих веков он формировался обособленно от всего мира — его флора и фауна поражают своей уникальностью, большая часть растений — эндемики. Остров трудно назвать туристическим — никаких вам отелей, магазинов и ресторанов. Сокотра находится под охраной ООН и ЮНЕСКО, и посещать его могут не более 2000 туристов в год, а одновременно во всем архипелаге должно находиться не более 16 человек, одна группа — максимум 8 участников. Весь отдых — это ежедневные сборы палаток, переправы, переходы и треккинги.

Но больше всего нас поразили люди — таких вряд ли можно встретить где-то еще. Они не замечают разницы между бедными и богатыми, не знакомы с воровством, поэтому искренне удивляются, когда я прошу закрыть на рынке машину с дорогущей техникой. Они невероятно гостеприимны и очень любят свою природу. Такого бережного отношения к каждому кустику я ни у кого не видела. Люди абсолютно лишены мании выгоды — если для дерева полезнее собирать мирру раз в четыре года, то так и будут делать, несмотря на повышенный спрос на рынке.

Наша первая стоянка проходила в лагуне Детвах. Это самая цивилизованная стоянка — тут даже есть генератор и можно зарядить технику (далее мы пользовались солнечными зарядными устройствами). В этом месте потрясающее зрелище — видно кривизну нашей планеты. Снять с прямым горизонтом панораму здесь невозможно, поэтому мы фотографировали пейзаж небольшими фрагментами.

Лагуна Детвах

Постоянные гости всех стоянок — это сокотрийские козы и стервятники, последние так вообще любили позировать на камеру за вкусняшку.

Египетский стервятник

Кемпинг в Калансии

В каждом месте пребывания вокруг очень много живности! Миллионы самых разных крабов — они, как правило, разбегаются от людей, но пару раз цапнули нас, иногда вот так цеплялись за тапки.

Крабики на Сокотре и тапки

Белые крабики

Сокотрийские козы

Рядом со стоянкой лагуны в пещере живет рыбак Абдулла. Вообще на острове очень много людей живут в пещерах. Абдулла любит туристов, нам постоянно приносил что-нибудь покушать с рыбалки. Здесь он только что поймал осьминога, которого мы и съели.

Рыбак Абдулла и осьминог

Абдула любит показывать свой дом. В этой пещере его родила мама, тут он жил и со своей женой. А после ее смерти он обитает здесь с сыновьями. Тут же нам были пойманы раковины на обед. Затем они будут проданы на перламутр. Интересно наблюдать за таким ежедневным бытом людей. Абдулла спросил, чего бы нам хотелось на ужин, мы заказали мидий, и он их принес минут через десять.

Пещера Абдуллы

Мидии

Варёные мидии

Ракушки от мидий

Сокотрийцы и турист

Попрощавшись с гостеприимным Абдуллой, мы отправились на рыбацкую стоянку, откуда на лодках нас повезли в бухту Шуаб. Пока плыли по невероятно красивым местам, вокруг нас весело плюхалась стая дельфинов. Они облюбовали Шуаб как место для рождения своего потомства.

Дельфины в бухте Шуаб

Девушка и море

Шуаб — одно из самых красивых побережий Сокотры. Белоснежный песок и невероятного цвета вода, а главное — вокруг никого нет. Недалеко от места стоянки живет проводник — очередной интересный житель этого острова, который повел нас в сложный подъем на гору. Живет он в доме из камней, а на вопрос: «А сколько вам лет?» ответил: «Не знаю, может 100, а может 150».

Дед Хаммед

И ведь на самом деле многие сокотрийцы не знают своего возраста. Лишь 20 лет назад на остров пришла арабская письменность. Дни рождения там не отмечают. И вот этот пожилой мужчина резво босиком скакал по скале, по которой мы шли с ощущением, что пальцы ног порвут кроссовки и вцепятся в землю. Но открывающийся вид с высоты 200 метров на бухту Шуаб того стоил.

Вид на бухту Шуаб

Вечером часть группы осталась на берегу снимать закат, а часть отправилась на ночную рыбалку. На острове закат и рассвет снять сложно: вечером часов в пять солнечный диск «падает» за горизонт минут за пять, а в пять утра солнце «вскакивает» минут за десять. Зато здесь очень низкая луна, и ночью предметы отбрасывают четкую тень — настолько там светло. Вот так выглядела наша стоянка ночью.

Ночная Сокотра

Закат на Сокотре

На рыбалке поймали барракуду, а утром гидам удалось поймать лобстеров. Вкусно откушав и собрав палатки, мы отправились дальше.

Сокотрийские лангусты

Нас привезли в ущелье с пресным источником воды, в таких местах мы мылись сами и стирали вещи. Водоем потрясающе красивый, а когда понимаешь, что рядом никого нет, кроме твоей группы, остаются невероятные впечатления.

Пресноводный бассейн в ущелье Дирхур

Каньон в Диксам

Помывшись, мы отправились на плато Диксам, где находится целый лес драконовых деревьев. По пути увидели чей-то каменный домик и множество растений алоэ. Мы им лечили кучу болячек, поэтому упаковка лекарств, которую взяли с собой, так и не пригодилась.

Драконовые деревья

Сокотрийский домик в горах

Сокотрийский алоэ

Уже ближе к вечеру мы с подругой попросили Мухаммеда сопроводить нас к дереву, чтобы сделать хотя бы один хороший кадр (вся съемка велась впопыхах, а здесь хотелось долго и нудно добиваться результата) и затем отвезти к группе. Мухаммед — чудесный человек, очень нам помог.

Дерево драконовой крови

А группа тем временем развлекалась в белоснежных дюнах Стеро на берегу Индийского океана. Песок там потрясающий — своей консистенцией напоминает муку. Вот так выглядит рассвет над Индийским океаном около пяти утра.

Закат на побережье

Дюны в Стеро

В следующей статье я расскажу о продолжении путешествия по Сокотре. Вы узнаете, как кататься на санках с дюн, чем интересна пещера Хог и что загадочного в ущелье Калесан. Источник.

Продолжение следует.

Фото и текст Ольги Зима.

Также Ольга и её компания смонтировала интересный ролик о поездке, его можно посмотреть здесь на нашем сайте.