Население Сокотры в своей массе никогда не владело письменностью, что совершенно необходимо если не для составления собственной истории, то хотя бы для ее документальной и летописной фиксации. Для общения с древнейших времен сокотрийцы пользовалось только своим родным бесписьменным языком, поэтому об истинной истории этого архипелага известно пока что очень мало.

Причем, в основном, это  взгляд "со стороны", связанный либо с вовлеченностью Сокотры в локальные или мировые события, либо с посещением острова какой-либо исторической личностью или просто путешественником, оставившим для потомков свои бесценные свидетельства.

История Сокотры еще ждет своих исследователей и своего часа.

2 - 1,4 млн.  лет до н.э. - Олдувайская культура занесена из Восточной Африки на остров Сокотру. В 2008 году участник Российской комплексной экспедиции в Йемене В. А. Жуков впервые обнаружил в окрестностях Хадибо древние каменные орудия олдувайской культуры. Олдувайская культура (ее называют еще олдованской культурой, галечной культурой) — это "наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения острого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Возникла около 2,7 миллионов лет назад" (Википедия) в Олдувайском ущелье на территории современной Танзании. Создатели первой из известных "промышленных технологий" осознанной обработки камня, считаются первыми гоминидами из рода Homo - Homo habilis (человек умелый).

III тыс. до н.э. Начало морского судоходства вдоль берегов Аравии и Северо-Восточной Африки.

I тыс. до н.э. Сокотра находится под властью правителей Хадрамаута. Некоторые исследователи полагают, что в этот период существовала Йеменская региональная морская держава, доминировавшая в районе Африканского Рога.

330 г. до н.э. По совету Аристотеля его ученик, Александр Великий (Македонский) посылает отряд греков-земляков Аристотеля для захвата Сокотры и обеспечения доступа к лучшему в мире алоэ. Греки вытесняют с острова индусов, называвших остров "Двипа сукхадхара" ("остров блаженства") и  называют его Диоскорида:  и ассоциируется с прежним названием, и посвящение Диоскурам - братьям Кастору и Поллуксу, которые, в соответствии с греческой мифологией, покровительствовали мореплавателям.

I в. до н.э. Диодор Сицилийский пишет: Сокотра является главным в мире поставщиком ладана и мирры. Таким образом остров является начальной точкой Аравийской дороги благовоний: отсюда драгоценные смолы и другие ценные товары морем доставляются в Аден и Кану (древний хадрамаутский порт на аравийском побережье у подножья горы Хусн аль-Гураб).

I в. н.э. Автор "Перипла Эритрейского моря" говорит о сокотрийцах в своем труде: они селятся в северной части Диоскориды. Это смешанное население из аравийцев, индийцев и греков. Остров подвластен правителю Хадрамаута.

52 г. н.э. Св. Фома терпит кораблекрушение у берегов Сокотры по дороге в Индию. Он обращает греков в христианство, строит первую христианскую церковь из обломков своего корабля.

4 в. н.э. В связи с повсеместным распространением христианства в Старом Свете аравийская торговля благовониями прекращается. Мир теряет к Сокотре всякий интерес.

582 г.н.э. Остров посещает Козьма Индикоплов. Он свидетельствует: население Сокотры - греки-христиане, их верховным пастырем является несторианский католикос Вавилона.

ок. 916 г. - в своем повествовании "Мин ахбар ас-син ва-ль-хинд" ("Из новостей Китая и Индии") один из первых арабских путешественников исламского времени Абу Зейд аль-Хасан бен Язид ас-Сирафи сообщает, что после победы Александра над Дарием Аристотель, состоявший в постоянной переписке с правителем Македонии, посоветовал тому найти и захватить остров Сокотра, поскольку "на нем есть места, где растет алоэ, важное лекарственное снадобье, без которого лекарство не может быть совершенным. Аристотель посоветовал вывезти с острова его жителей и поселить там греков, которые охраняли бы его и отправляли бы это снадобье в Сирию, Грецию и Египет.  Александр выселил жителей с острова и послал туда группу греков. В то же время от приказал правителям провинций, которые со времени смерти Дария повиновались одному ему, заботиться об охране этого острова." Ас-Сирафи сообщает, что потомки тех греков, которые затем приняли христианство, живут на острове "до сего времени вместе с прочими (жителями острова)".

Х в. н.э. Йеменский историк аль-Хамдани пишет: сокотрийцы - народ из всех племен Махры. Здесь есть 10 тыс. христианских воинов, возможно, монахов. Имело место нападение хариджитов на других мусульман Сокотры. Арабский автор аль-Масууди утверждает, что Сокотра является прибежищем пиратов.

ХII - XIII вв. Знаменитый арабский географ Йакут сообщает: на Сокотре - греческое поселение и убежище пиратов.

ХIII в. По утверждению Марко Поло, на Сокотре живут христиане, но это лучшие в мире колдуны. Они подчиняются Багдадскому архиепископу. На Сокотре присутствует активная торговля, в которой пираты тоже принимают участие.

ХIV в. Арабский путешественник Ибн-Батута сообщает о пиратах на Сокотре.

середина ХV в. Сокотра под властью султанов аль-Катири из Шихра (Хадрамаут) .

конец XV в. Будущий лоцман Васко да Гамы, "морской лев" из Омана Ахмад ибн Маджид пишет в своей "Книге польз об основах и правилах морской науки": Сокотра, десятый по значимости остров, населен христианами - потомками греков. Население острова - 20 тыс. человек. Островом владеют шейхи Махры из династии Бану Афрар. На острове есть влиятельная женщина, которая вершит суд среди местных христиан.

январь 1507 Португальский флот короля Мануэля (1496-1521) под командованием адмиралов Тристана да Куньи и Альфонсу д'Альбукерки захватывает Сокотру. Португальцы штурмуют махрийский форт вблизи селения Сук (Шек) - тогдашней столицы Сокотры. Махрийский правитель Сокотры ат-Таваари аз-Зувейди убит. Португальцы строят в Суке церковь Богоматери Победы, оставляют на острове гарнизон из 100 человек под командой Альфонсо ди Норонья.

май 1507 Альфонсу д'Альбукерки руководит карательной акцией против мятежных островитян, симпатизирующих махрийцам и досаждающих португальскому гарнизону. Местные жители обложены контрибуцией.


1510-1511 Махрийцы под предводительством Хамиса и Амра, сыновей Саада бен аз-Зувейди, атакуют португальцев на Сокотре.

1511 Португальцы покидают Сокотру. Власть над островом вплоть до 1967 года вновь переходит к султанам Махры.

1541 Португальский адмирал Жоао ди Кастро посетил Сокотру, оставил интересное описание острова.

1541-1542 На Сокотре по пути в Индию побывал Св. Франциск Ксаверий.

середина XVI в. Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, сообщает: на Сокотре проводятся христианские богослужения, но нет ни священников, ни монахов.

апрель 1608 Корабль британской Ост-Индийской компании впервые посещает Сокотру - новую столицу острова Тамариду (Хадибо). Британский купец Вилльям Финч в течение трех месяцев живет на острове, сохранились его записки о Сокотре.

1615 Сокотру посещает британец Томас Роу.

1800 Сокотру на короткое время захватывают ваххабиты.

1834 Капитан С.Б.Хейнс (в 1839 он захватил Аден и стал его первым британским губернатором) из морского флота Ост-Индийской компании на исследовательском судне "Палинурус" проводит картографическое исследование Сокотры. Лейтенант Дж.Веллстед записывает 236 слов местного языка - это было первое знакомства европейцев новейшего времени с живыми новоюжноаравийскими бесписьменными языками (вскоре были открыты махрийский и шхарийский языки в Махре и на островах Курия-Мурия). В том же году султан Амр бен Саад отверг предложение англичан передать им остров, и Сокотра была захвачена англо-индийским морским десантом Ост-Индийской компании.

Англичане намеревались устроить на Сокотре угольную станцию для своих пароходов. Условия пребывания английского гарнизона на острове вследствие эпидемии малярии оказались чрезвычайно тяжелыми.

1839 После захвата Адена англичане оставляют Сокотру.

23 января 1876 Англичане подписали договор с султаном Кишна (султаном Махры и Сокотры).

 

 

 

1880 Профессор Бейли Бальфур из Королевского Ботанического сада в Эдинбурге в течение семи недель провидит первую ботаническую экспедицию на Сокотру.

1881, 1882 Экспедиции известного немецкого путешественника Г.Швайнфурта на Сокотру.

23 апреля 1886 Великобритания подписывает с султаном Махры и Сокотры договор о британском протекторате над его владениями. Султан с почестями перевезен из Кишна на Сокотру, где теперь по договору должна находиться его столица. В Тамариде (Хадибо) и Калансии поднят британский флаг.

1899 Участники Южноаравийской Экспедиции Императорской Академии наук в Вене Д.-Х. Мюллер и Х.Форбс посещают Сокотру. Были собраны значительные лингвистические материалы, опубликованные Д.-Х.Мюллером и М.Биттнером в Вене в 1902-1918 годах. Д.-Х.Мюллер с помощью информанта-сокотрийца сделал в Вене первые фонографические записи образцов сокотрийского языка в 1902 году.

1938 В Париже вышел в свет "Lexique Soqotri" - "Сокотрийский лексикон" Вольфа Леслау (сокотрийско-французский научный словарь, основанный на материалах австрийской экспедиции).

1939-1945 Вторая мировая война. Сокотра становится зоной повышенного внимания британского командования.

1941-1944 Период активной деятельности итальянских, японских  (I-29) и немецких подводных лодок ("муссонные подводные лодки" Деница) вблизи Сокотры. Ответные действия авиации и флота англичан (противолодочная авиация и Береговое командование) и их союзников.

май-июнь 1943 Англичане проводят рекогносцировку и затем организуют на Сокотре пункт авиационного базирования для 621-й и 321-й "Нидерландской" эскадрилий противолодочной авиации (самолеты "Каталина" и "Веллингтон", личный состав из британцев, австралийцев, канадцев, голландцев), размещают радиоцентр и силы охраны (индийцы, Хадрамаутский легион). Пункт базирования ликвидирован в декабре 1945 года.

1956 Оксфордская экспедиция на Сокотру. Это была первая комплексная научная экспедиция на Сокотру (экспедиция даже выпустила свои собственные почтовые марки!) В ней принял участие Дуглас Боттинг, вскоре написавший о Сокотре книгу " Island of the Dragon's Blood" ("Остров драконовой крови").

декабрь 1964-февраль 1965 Британская экспедиция на Сокотру во главе с капитаном Петером Боксхоллом.

1967 Комплексная британская ближневосточная экспедиция на Сокотру.

30 ноября 1967 Первый день независимости Народной Республики Южного Йемена (с октября 1970 - Народная Демократическая Республика Йемен). В этот день представители Национального фронта высадились на Сокотре, и остров стал частью нового независимого государства (последний  султан Махры и Сокотры Иса бен Афрар был ранее арестован представителями НФ в Кишне в октябре 1967). Вскоре Сокотра и прилегающие острова архипелага стали "мудирией" - районом 1-й провинции (с 1979 - провинции Аден), но в непосредственном ведении премьер-министра страны.

1971 - 1975 Hа острове начинается дорожное строительство (при содействии Программы развития ООН), делаются попытки организовать крупное сельскохозяйственное производство, создается система здравоохранения и народного образования и ликвидации неграмотности. В Хадибо и Мури основаны средние школы, причем последняя - "Мадрасат Сальмин" - школа-интернат - при поддержке министерства обороны и ВМС НДРЙ.

Остров не избежал "социалистических перегибов" - "раскулачивания" крупных собственников и коллективизации рыбаков ("восстание рыбаков" 9 февраля 1971), репрессий, которые были осуждены даже центральной властью в Адене.

декабрь 1977 Население Сокотры впервые участвовало в альтернативных выборах в Верховный народный совет (парламент) НДРЙ. Выбирали из двух кандидатур: мужчины и женщины! - на одно место от Сокотры в парламенте страны.

1983 Начало сокотрийских экспедиций в рамках Советско-йеменской совместной комплексной экспедиции в Хадрамауте и на острове Сокотра (по договоренности с властями Йеменской Республики продолжает действовать).

22 мая 1990 День объединения ЙАР и НДРЙ в единое йеменское государство - Йеменскую Республику. Сокотра - часть единого Йемена. Со второй половины 1990-х в соответствии с принятым в государстве административно-территориальным делением страны архипелаг Сокотра поделен на две "мудирии" (района) - район Хадибо и район Калансия и Абд-эль-Кури, которые входят в состав провинции Хадрамаут.  

 

Автор: Владимир Агафонов

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Оставить комментарий