"Тахрир - неизвестная сокотрийская газель?"

 

 

В МИРЕ НАУКИ
№ 2  ФЕВРАЛЬ 2012
 

Обычно путешественник сначала находит новое животное и только потом дает ему название. Но в случае с сокотрийской «газелью тахрир» все может быть с точностью до наоборот.

 

В списках не значилась

Тахрир - сокотрийская газельНайти неизвестное науке крупное млекопитающее было сложно уже на рубеже XIX – XX веков, поскольку практически все из имевшихся на Земле к тому времени видов этого "привилегированного семейства" были уже найдены. Существование таинственного легендарного германского "вольпертингера" ("рогатого зайца") не подтвердилось, зато казавшаяся вымыслом пигмеев конголезская тропическая "лошадь" оказалась к 20-м годам 20 века вполне реальным - и ранее никому неизвестным - окапи - "лесным жирафом". Удача улыбнулась зоологу Британского Музея Олдфилду Томасу: в 1894 году он нашел в Омане и описал «аравийского тара», горного аравийского козла. Собственно, Томас назвал это парнокопытное животное из подсемейства козьих Arabian tahr, а для науки - Arabitragus jayakari. В честь хирурга-индийца полковника Атмарама Садашива Джаякара, прослуживший в Омане 30 лет, и пожертвовавшего Британскому Музею в Лондоне собранную им здесь серьезную биологическую коллекцию.

Естественно, "открытый" аравийский тар был уже более почти полутора тысяч лет хорошо известен местным арабам-мусульманам. Этого горного козла они и сейчас называют по-своему - "уа'аль". Но для науки его открыл именно Томас.

Когда другой известный сотрудник прославленного лондонского музея (начинавший в нем как зоолог, но впоследствии ставший известным орнитологом), сын шотландского капитана Огилви-Гранта Уильям Роберт Грант в 1898-99 годах оказался в составе экспедиции по изучению флоры и фауны и пополнения коллекций музея в крайних южных британских владениях в Аравии - на островах Сокотра и Абд-эль-Кури – он также попытался добыть здесь экспонат неизвестного научному миру парнокопытного.

В той же экспедиции принимал участие известный венский лингвист-семитолог, профессор Давид Мюллер, который сумел собрать богатейший материал по бесписьменному древнему семитскому языку сокотри (на этом «исчезающем» языке, точнее, на нескольких его диалектах, и сегодня разговаривают коренные жители архипелага). В собрании сокотрийских лексических материалов Мюллера оказалось и сокотрийское слово «ṭaḥrir», значение которого островитяне передают арабским словом «ghazaal» («газель»). Именно из материалов Мюллера оно впоследствии попало в первый и пока единственный в своем роде сравнительный словарь сокотрийского языка (сокотрийско-французский) «Lexique soqotri», изданный в 1938 году в Париже Вольфом Леслау, где на странице 203 слово «тахрир» значится с переводом - «gazelle». Однако то, что нашел лингвист, не удалось найти зоологу. Все попытки британца найти в горах Сокотры новое парнокопытное закончились лишь непредвиденными личными расходами: стоило ученому подстрелить пасущуюся без человеческого присмотра явно «дикую горную козу», как тут же появился ее хозяин-сокотриец, громко требовавший возмещения убытков. Заплатив первому пострадавшему 10 долларов, а потом, подстрелив еще пару коз и оплатив аналогичным образом ущерб, ученый пришел к однозначному экспериментальному выводу: "дикие козы на Сокотре - это миф". Именно этот эмоциональный текст У. Огилви-Гранта из его статьи 1903 года в «Естественной истории Сокотры и Абд-эль-Кури» Г.О. Форбса недавно процитировали Кэтрин Чунг и Линдона. ДеВантье в своей книге «Сокотра: естественная история архипелага и его жителей» («Socotra: A Natural History of the Islands and their People») (2006) (в работе над этой книгой в качестве консультанта и автора небольшой статьи о сокотрийских народных сказках участвовал и автор этих строк).

Таким образом, в списке млекопитающих, обитающих в настоящее время на Сокотре, дикие парнокопытные не значатся. В немногочисленной литературе, посвященной сокотрийской фауне (например, в книге Вольфганга Враника «Fauna of the Socotra Archipelago» (2004) о «газелях» или «диких» или «одичавших» козах тоже упоминания нет. Да, собственно, и эндемичных млекопитающих на Сокотре практически нет, что – на фоне потрясающего растительного, пернатого и морского многообразия (из 825 видов произрастающих здесь растений 37% являются эндемиками, а из 192 видов местных птиц 44 вида дают потомство именно здесь) – представляется неестественным.

Из полутора десятков сокотрийских сухопутных млекопитающих только два вида летучих мышей и один — землероек можно считать полностью местными. Все же остальные млекопитающие, включая диких: крысу, мышь, мадагаскарскуюой землеройку и, мускусную циветту, одичавшуюей домашнюю кошку, и домашних: верблюда-дромадера, корову, осла, овец и коз — были на Сокотру завезены. Такой вопиющий дисбаланс между эндемическим растительным и животным многообразием и практически полным отсутствием - или очень ранним исчезновением – млекопитающих и стал одной из отправных точек предположения, что здесь имело место вмешательство человека, возможно, еще на доисторическом этапе развития сокотрийской «ноосферы» (об открытии В.Жуковым культуры производителей олдованских каменных орудий на острове Сокотра см.: ВМН, № 8-2011).

 

Знакомые незнакомки


Однако возникает вопрос: какое животное в беседах с Д. Мюллером сокотрийцы конца XIX века называли «газелью»? И имелось ли в виду некое животное, не самом деле обитающее или обитавшее на Сокотре, или это мифический персонаж местного фольклора?

Тахрир - сокотрийская газельПрожив на Сокотре довольно много времени в 1976-1980 годах (в качестве переводчика при различных группах технических специалистов из России) и занимаясь параллельно изучением местного языка и записью корпуса сокотрийских фольклорных текстов и материалов для словаря, я был совершенно убежден, что «газель тахрир» на Сокотре есть. Во-первых, потому, что независимо от предыдущих исследователей, мне от моих сокотрийских информантов вскоре стала известна не только лексема «ṭaḥrir», но и ее именная парадигма: формы двойственного и множественного числа мужского и женского рода. Более того, оказалось, что диминутивом (уменьшительной формой) от «тахрир» - «тахареро» - сокотрийцы называют легковую машину! Во-вторых, году в 1978 сокотрийцы показали мне одну такую женскую особь. Дело было в местности Мури, у подножья невысокой горы Мауна. Это была небольшая, явно молодая, серая короткошерстная козочка с аккуратненькими острыми рожками и темной неширокой полосой на спине вдоль хребта. Она стояла несколько поодаль от нас и тоже наблюдала за людьми. С того времени существование на острове если не «газели», то, по крайней мере, «дикой козы» (материалы Огилви-Гранта, как, впрочем, и Мюллера, были мне тогда неизвестны) представлялось мне общеизвестным фактом. Поэтому на сообщение Владимира Мельника о том, что ему удалось заснять неизвестное парнокопытное млекопитающее, я ответил, что это хорошо известный на Сокотре «тахрир». Сокотрийская «газель».

После чего оставалось только прочитать описание этого животного. И вот тут нас с Владимиром ожидал сюрприз: оказалось, что такого животного просто «не существует». Ни среди диких, ни среди одичавших. Завезенные в древности, по-видимому, из Индостана сокотрийские домашние козы дают своим хозяевам много длинной шерсти и молока, обеспечивая их не только пищей, но и повседневной работой, и определенным «экспортным потенциалом»: сокотрийское топленое масло и домотканые шерстяные ковры - «шамли» всегда пользовались спросом в Аравии и в княжествах Персидского залива.

Сокотрийцы очень хорошо знают своих коз, не только профессионально владеют мастерством разведения стад, которое передается из поколения в поколение (в условиях прежнего натурального хозяйства Сокотры скот, частично, заменял деньги), но и поддерживают со своими козами едва ли не дружественные отношения. Козы отвечают людям тем же: готовы облизать хозяина и откликаются на его голос.

Тахрир - сокотрийская газель«Сокотрийская газель» - совсем другое, дикое, пугливое существо, существующее независимо от человека. Таким оно вошло и в фольклор сокотрийцев. Известно, что последний султан Махры и Сокотры Иса Бен Али из династии Бану Афрар, еще будучи наследным принцем, вопреки воле родственников женился на сокотрийке из горной деревушки. За что и он, и его жена были лишены права посещать султанские резиденции, в том числе и ту, которая была расположена у пресноводного водоема Ди-Шаарьхир по горной дороге с северного побережья острова в его южные районы. Когда султан Иса в конце сороковых – начале пятидесятых вступил в права наследования, его жена Фатима откликнулась на это следующим, ставшим известным на острове, четверостишием:

Больше нет теперь запрета
Посещать нам Ди-Шаарьхир!
Я же там могла напиться
Только в тайне - как газели.

Еще одно упоминание «сокотрийской газели» находим у В. Наумкина в «Очерках по этнолингвистике Сокотры» (в соавторстве с В. Порхомовским, 1981). В 1974 году ему удалось записать в горном селении Ди’арьхо старинное, близкое к ритуальному, сокотрийское поэтическое произведение в форме диалога человека и «газели тахрир». Это самка, которая не может найти потерявшегося детеныша и грозит человеку и его роду, если ее детеныш стал добычей кого-либо из них, грозными карами. Правда, Наумкин переводит слово «ṭaḥrir» как «дикая коза». Но ведь и автор этих строк до недавнего времени сомневался в точности «арабского перевода» сокотрийцев и также, впрочем, совершенно независимо, считал этот вид «дикой козой». Правда, эндемичной. Однако, с появлением фотографий В. Мельника, на которых сокотрийцы - старожилы признали «газель тахрир», можно говорить о возможности поверить алгебру зоологии гармонией этнолингвистики. Тем более, что есть еще одно свидетельство, которому нет оснований не доверять. Это фрагмент хорошо известной исследователям острова статьи Питера Боксхолла «Сокотра: «Остров блаженства» (The Geographical Journal, 1966). Капитан Боксхолл возглавлял британскую экспедицию на Сокотру в интересах Королевских ВВС и Сухопутных сил в декабре 1964 – феврале 1965 года. Помимо прочего, в своей статье он писал: "Рис, топленое масло, финики и козлятина составляют единственное пропитание бедуинов, за исключением (и очень редко) мяса газелей. Экспедиция наблюдала два (их) типа: один - красновато-коричневатый, другой - сероватый. Газели сейчас почти исчезли на Сокотре."

Таким образом, не зоолог и не лингвист, а профессиональный военный не только зафиксировал здесь два(!) вида газелей, но и определил их место и значение в более чем ограниченном рационе местного населения – горцев-скотоводов (Боксхолл называет их на арабский манер «бедуинами»).

Фотографии Мельника дают ответ и на столь неожиданный «парадокс Боксхолла»: то никаких газелей, то сразу два вида! По-видимому, британская военная экспедиция столкнулась со своеобразным проявлением полового диморфизма у этих животных: вид на самом деле один, но самцы в нем красновато-коричневатые, а самки – светло-серые.

На обоснованность такого утверждения указывает снимок Мельника, на котором представлена одна «полная семья» «сокотрийской газели»: самец, самка и их еще маленький детеныш. Не только его коричневато-красноватый окрас, но и крупная голова и несколько угловатые формы выдают в нем самца.

Следует сказать, что если во второй половине 1970-х годов сами сокотрийцы встречались с «газелью тахрир» достаточно часто, то уже в 2000-х о ней почти забывают. Возможно, многие из живущих на побережье молодых и образованных островитян этого животного просто никогда не видели. Появляется мотив вытеснения «газели» человеком в труднодоступные горные районы острова и возможного полного исчезновения этого дикого животного. В недавней йеменской истории (а Сокотра является частью Йеменской Республики) был случай, по-видимому, полного исчезновения одного вида горных аравийских газелей – йеменской газели, или газели Билькис (Queen of Sheba's Gazelle - Gazella arabica bilkis). Этот вид, а, возможно, подвид аравийской газели не встречался исследователям с 1951 года, когда он, собственно, и был обнаружен в горах неподалеку от города Таиз – тогдашней новой столицы Йеменского Мутаваккилитского Королевства. Судя по времени исчезновения вида можно предположить, что йеменская газель стала невольной жертвой первой йеменской революции 1948 года. Расправившийся тогда с революционерами в Сане новый король Ахмад, в качестве мести за убийство отца, – короля и имама Яхьи, – перенес столицу государства из Саны в Таиз, чем резко увеличил в местной экосистеме численность вооруженных современным оружием и имеющих современные средства передвижения людей.

Сегодня еще можно ожидать, что мы ответим на вопрос, что за неизвестный вид парнокопытных обитает на Сокотре, и правы ли местные жители, причисляющие его к газелям. Вне всякого сомнения, окончательный, научно-обоснованный ответ может дать только непосредственное квалифицированное изучение еще сохранившейся и, надо полагать, очень малочисленной популяции «газелей тахрир» в естественных условиях среды их обитания, а также лабораторный анализ соответствующих биологических материалов, включая геносистематический.

Главное, чтобы представленный здесь фоторепортаж не остался первым и единственным наглядным подтверждением факта существования сокотрийской «газели тахрир».

 

 

Владимир АГАФОНОВ



-------------------------------------------

PS   "Goats are so numerous that the inhabitants keep no account of them. There are three kinds: the milch goat, of which much care is taken; another, of a reddish colour, with long shuggy hair, apparently common property; a third, the wild goat, a noble-looking animal. It is found amidst the loftiest portions of the mountains, and frequently in the most lonely glens. As its flesh is much prized by the Bedowins, they are at pains to catch it. Thus they effect by spreading a net across its tracks, and, making their appearence above, they frightened animal darts down, and is cought in the toils".

pp. 227-228

James Raymond Wellsted.

Travels to the City of the caliphs, along the shores of the Persian Gulf and the Mediterranean: Including a voyage to the coast of Arabia, and a tour on the island of Socotra.

H. Colburn, 1840
 
PPS   "Rice, ghee, dates and goats' meat provide the Bedouin's only sustenance, except (and very rarely) for gazelle meat. The Expedition saw two types: one reddishbrown, the other greyish. Gazelle are now nearly extinct in Socotra"

Peter G. Boxhall
Socotra: 'Island of Bliss'
The Geographical Journal, Vol. 132, No. 2 (Jun., 1966), pp. 213-222

 

 

← Радиоэкспедиция 7O6T на осторов СокотраАмериканцы на Сокотре →
Комментарии ()
    Последнии комментарии
    Гость
    19 апреля 2010
    Это просто рай!!))
    Некоторые литературоведы считают Сокотру прототипом острова Просперо из загадочной пьесы В. Шекспира «Буря».
    Наши проекты
    archerAyaftDarsaDelishadetwahDi Hamridi sebroDixamDracaena CinnabarierisselHadiboHomhilHoqKalesanMumiNogetSamhaShuabSkantsterowadi dirhurАбд-эль-КуриАвиабилетыАктивность на СокотреАлександр АрзянцевАлоеАнна ПчелинцеваАня МоисееваАрхеологияБиологияБлаговонияБронированиеБутылочное деревоБыт сокотрийцевВелосипедВерблюдыВертолет на СокотреВертолётВеснаВетерВидеоВладимир АгафоновВладимир МельникВодопадыВоенныеГрупповые турыДайвингДенис РомановДеревня СновДети на СокотреДраконовое деревоДюныЗагадки СокотрыЗимаИндивидуальные турыИндивидуальный гайдингИсследование островаИсторияЙеменКальмарыКаньоныКартыКвадрокоптерКемпингиКровь драконаКультураЛаданЛариса РеутоваЛетоМагазинМедМедицинаМеста СокотрыМирраМирровое деревоМореМузыкаНадежда НовиковаНовый годОграниченияОлдованОтелиОтзывыПанорамыПещерыПиратыПитаниеПляжиПогодаПолитикаПортПравилаПриродаПроисшествияПтицыРазвитие островаРесторанРецептыРыбаРыбалка на СокотреСССРСаалефСанаСендбордингСказкиСокотрийский языкСокотрийцыСпециальные программыСтандартные турыТекстыТрекингТреккингТуризмФаунаФильмФотоФототурФридайвингХагьерХристианствоЧерепахиЭкологияЭндемикиЯхтингтрекинг
    About Socotra in English