Новости » Новости Сокотры » Небылицы о Сокотре или провокационная аналитика


 

В материале журналиста Джонатана Саула "Сомалийские пираты используют йеменский остров как заправочную базу", распространенном Агентством Рейтер из Лондона утром 5 июля 2011, со ссылкой на некоего консультанта по морским рискам страховой компании Ллойдс безапелляционно сообщалось, что остров Сокотра "уже месяцы, если не более" используется сомалийскими морскими бандами для пополнения запасов топлива и продовольствия. Это, дескать, дает им возможность дольше находиться в море.

И даже значительное военно-морское международное присутствие, утверждал автор, этому не мешает.

Новость м-ра Саула и Рейтер разошлась по миру, ее можно найти и на сайтах СМИ арабских государств, в том числе Йемена. Непроверенная информация, со ссылкой на материал Саула попала даже в статью в Википедии о Сокотре на английском языке!

По сообщению сокотрийского журналиста Мухаммада аль-Аркаби, руководитель местной власти Сокотры отверг эти измышления, как не имеющие под собой ни малейших оснований.

Для любого, кто бывал на Сокотре, знаком с островом и его коренным населением, а также климатическими, навигационными и экономическими особенностями Сокотры, странная "новость" известного агентства представляется не только безосновательной, ни и совершенно нереалистичной в принципе.

Или безответственным образом перенесенной в сегодняшний день из Книги Марко Поло или трудов средневековых арабских хронистов...

 

 

Еще одна провокационная статья от израильского военного аналитика

и наши комментарии на эту тему:

 

 

ПРИЗРАК ЛОРДА БЕНТИНКА 

 

Не могу отказать отставному подполковнику Армии Обороны Израиля, известному военному автору и аналитику, эксперту и издателю в мастерстве подачи информации: он действительно за ней следит, он ее знает, его изложение достаточно просто и логично. И авторитетно, поскольку список только книг Дэвида Эшеля уже впечатляет.

Проблема, однако, в деталях!

Действительно, захват в прошлом месяце «приверженцами шариата» административного центра провинции Абъян – города Зинджубар,  расположенного у самого Аравийского побережья, - показался многим серьезной угрозой. Не столько потому, что Зинджубар является неким «стратегическим пунктом» на океанском берегу, но из-за непосредственной близости действительно сверхстратегического Адена – с его международным портом, аэропортом и крупнейшим в регионе нефтеперегонным заводом. Ведь между захватившей Зинджубар «АКАП» и "экономической стиолицей Йемена" оставалось каких-то 50-60 км по ровной шоссейной дороге.

Однако в июле армейские части и авиация активизировали свои действия против «исламистов» в Зинджубаре и окрестностях, пытаясь снять блокаду с окруженной у его окраины 25 Механизированной бригады, а в 20-х числах на борьбу с «исламистами» вышли местные племена, прежде всего из района Мудии. Стало ясно, что массовой поддержки местная «АКАП» определенно не имеет, на месте бывшего «Султаната аль-Фадли» «эмирата» не получается. И, очень похоже, уже не получится.

Что касается глобальных опасений по поводу угрожающей западным интересам йеменской нестабильности, высказанных в статье Дэвида Эшеля (David Eshel) в Defense-Update от 26.7.2011, то они были хорошо известны уже в начале 2010 года. Еще Бен Ладен строил планы болезненного для мировой экономики резкого скачка цен на нефть путем переноса террористической активности на проходящие вдоль южного и западного побережий Аравии морские танкерные пути. И уже тогда державы начали довольно активно оказывать поддержку и активизировали помощь Сане, пытаясь упрочить действующее руководство Йемена. Действительно: 3,5 млн. баррелей нефти в сторону Средиземного моря через Баб-эль-Мандебский пролив в течение одних суток (и так каждый день)  и возросшая угроза этому потоку - сильный аргумент. Но ведь этой «срочной новости» уже полтора года!

Однако автор и аналитик «наращивает» аргументы: оказывается, в опасности находится уже база 5 Флота США в Бахрейне, поскольку внутриполитическая обстановка в этом малом островном государстве в связи с волнениями его подданных-шиитов вышла из равновесия, а надежды на «саудовскую интервенцию» автор считает неубедительными.

По его мнению, в случае ухода из Бахрейна, одной базы на Диего-Гарсия американским силам в регионе будет недостаточно, тем более, если в Йемене сменится режим и наступит хаос.

И тут наконец автор переходит к изложению своей главной идеи: так ведь вот же Сокотра!

Во-первых, уже сообщают, что «сомалийские пираты используют это удаленный йеменский остров как топливозаправочную станцию». В-вторых, остров и его архипелаг находятся на одном из самых стратегических перекрестков мира, «Сокотра может рассматриваться как выгодная база как для террористической, так и для контр-террористической активности» (Sic!) В-третьих, архипелаг уже давно является «частью «Большой игры» между Китаем, Россией и Америкой со стратегической точки зрения». Тем более, что как сообщает автор, во времена НДРЙ СССР уже «имел на Сокотре свое военное присутствие», а США с конца «холодной войны» также «положили на нее глаз», но все никак не решатся «что-нибудь предпринять, чтобы создать плацдарм в этом сверх-стратегическом месте».

Военный аналитик демонстрирует здесь наглядный пример того, к каким далеко идущим стратегическим выводам может сразу привести пристальный, точный экспертный взгляд на политическую карту – если не вдаваться в реальные: географические и навигационные, климатические, исторические  -  и прочие подробности. Это как раз тот случай, когда, как говаривал отечественный военный гений и сын военного переводчика А.В. Суворов: «Гладко было на бумаге…»

А дело в том, что при всем своем явном, просто бросающемся в глаза с географической карты «огромном стратегическом значении» Сокотра, не говоря уже о мельчайших прилегающих островах, полностью лишенная естественных гаваней, даже мелководных, никогда и не была пригодна для стратегического иностранного присутствия на ее территории. С этим столкнулись уже португальцы, которые, правда, добросовестно эвакуировали отсюда в Гоа в 1511 - всего через четыре года тяжкого пребывания – весь свой «штрафной» гарнизон с сокотрийскими женами и уже народившимся потомством.

В 1835 – по инициативе тогдашнего генерал-губернатора Индии лорда Уильяма Кавендиша-Бентинка – не сумев уговорить султана Кишна из династии Бану Афрар продать Сокотру за 10 тыс. талеров, корабли и десант Ост-Индской компании захватывают остров. Сокотра, навигационная и картографическая съемка которой была выполнена англичанами годом раньше, представлялась наилучшим местом для устройства угольной станции на пути из Суэца в Бомбей.

Но и эта «стратегическая инициатива» неукротимого «вига» и мажора Бентинка – как и его предыдущие громкие «стратегические» дела – закончилась неудачей. В 1811-1815 вмешательство лорда в сицилийские дела, разгон местной монархии и введение на острове «конституции» (которая, правда, действовала недолго), а затем - попытка провозгласить уже в Генуе в 1815 «новый порядок», поразила само тогдашнее британское правительство, которое поспешило успокоить союзников-Габсбургов лишними уступками итальянской территории.

Высадка англичан на Сокотре, несмотря на отсутствие сопротивления с берега, с первых же минут обернулась трагедией. Одна из лодок перевернулась на высокой волне, и не умевшие плавать сипаи стали тонуть (а находившимся с ними младшим офицерам-англичанам пришлось их спасать, но спасли лишь нескольких).

Но всего через несколько месяцев «военная база» армии и флота Ост-Индской компании на Сокотре была наполовину уничтожена малярией и лихорадкой, а оставшихся в живых срочно эвакуировали с острова – и вплоть до середины 1943 года на окрашенном в зеленый «британский» цвет на картах мира острове Сокотра никогда не было никаких постоянно или временно базировавшихся войск. Лишь острейшая необходимость обезопасить морскую часть «Персидского коридора» (южный маршрут поставок по «лэнд-лизу» из США и Великобритании в СССР во время Второй Мировой войны), которой между Момбасой и Ормузом стали угрожать «муссонные подлодки» Деница, заставила британское командование обустроить на Сокотре грунтовый аэродром для двух противолодочных – британской и голландской – эскадрилий и разместить на острове силы охраны из Индии, Адена и Хадрамаута (Хадрамаутский бедуинский легион), но и эти силы были окончательно выведены в декабре 1945.

Что касается «советской военной базы на Сокотре», то эту тему мы, как нам казалось, закрыли своей давней публикацией во «Времени Новостей» ( N°210, 13 ноября 2008) и никакого  смысла в пролонгировании или культивации этого скучного мифа мы не видим. Если, конечно, речь не идет о провокации. Причем, возможно, новой и далеко идущей.

В информации, распространенной агентством «Рейтер» из Лондона 5 июля 2011 «Somali pirates use Yemen island as fuel base - Tue Jul 5, 2011 By Jonathan Saul», и на которую аналитик Defense-Update как раз почти ссылается , и можно было бы усмотреть такую провокацию.

То есть, поскольку старый, времен «холодной войны» миф о «советской военной базе на Сокотре» оказался живуч, а российские «воспоминания» о базе, в которую и у нас, под влиянием «западной пропаганды» в 1990-х тоже поверили, а в 2000-х даже кому-то «захотелось туда (?) вернуться», добавили некоторого информационного «масла в огонь», остров сначала попытались превратить в «мифический МПТО» сомалийских пиратов. А теперь вот вброшена «идея», что пиратов, которых там нет, надо вытеснить.

Что касается якобы возникшего «пиратского хаба»: откуда на Сокотре такое количество горючего (поскольку завоз на остров ограничен йеменскими транспортными возможностями и опасностью быть захваченными по дороге теми же пиратами), и кто за большое количество будет платить; в каких точках острова такая заправка могла бы происходить - причал на острове всего один. В любом случае, и заправка у причала, и "перевалка" бочек с горючим на рейде не могут быть незамеченными, а пиратство у островитян уважением не пользуется и никогда не пользовалось. Начиная с середины мая до начала октября к Сокотре нельзя подойти по "стихийным" соображениям - из-за ураганного муссона, не говоря уже о заправке, то есть появление статьи в самый муссонный период - явно несвоевременное, с "первополосностью" факта никак не связанное. Но такую, впервые появившуюся «новость», еще можно было бы списать на естественное желание пишущего человека «немного заработать» на собственной сенсации и глобальных предрассудках.

Однако второй за июль месяц, уже гораздо более профессиональный – аналитический – вброс, завершающийся прямым экспертным советом к США: «рассмотреть возможность немедленного взятия Архипелага Сокотра под свой контроль и установления там прочного американского военного присутствия», «пока кто-нибудь еще (русские или китайцы?) не взяли его под контроль раньше» - это уже тенденция.

Правда, как тут не вспомнить «вига» и «дикую бестию» лорда Кавендиша-Бентинка с его идеей стратегической «угольной станции» на Сокотре. Злые языки утверждали, что если бы не отставка с поста генерал-губернатора Индии в том же печальном для сокотрийского гарнизона 1835, лорд Бентинк разрушил бы Тадж-Махал и продал бы его на мрамор…

 

(c) Владимир АГАФОНОВ, 29.07.2011

 

Статья Владимира Агафонова "Нужна ли России база на острове блаженства? Подлинная история советской военно-морской стоянки у Сокотры"

 

 

 

 

 
 

Оставить комментарий