Географическое положение острова Сокотра определило его роль в истории развития аравийской цивилизации. Этот довольно удаленный от материка остров жил и развивался по своему уникальному пути, отчасти перерабатывая, отчасти сохраняя в неизменном виде все зерна, посеянные в его почву.
Будучи единственным связующим пунктом на длинном морском пути из Аравии в Африку, Сокотра давала отдых морским путешественникам и приют потерпевшим кораблекрушение. Пришельцы с большой земли были довольно редки на Сокотре, кроме мореходов, это были торговцы благовониями, снаряжавшие экспедиции из Индии, стран Ближнего Востока в поисках лучшего ладана, мирры и алоэ, добывавшихся именно на Сокотре. Религиозные верования и традиции сокотрийцев до сих пор мало изучены. Так как само население делится на три основные группы (арабы, местные племена и выходцы из Африки), то можно судить и о сложном пути развития религиозных традиций на Сокотре. На остров попадали греки, индийцы, аравийцы, что отложило большой отпечаток на развитие религиозных верований жителей острова. И по сей день там распространено колдовство, сохранившееся, видимо, с дохристианских времен, с I по XVI века на Сокотре было распространено христианство, в настоящее же время это мусульманский остров, находящийся под юрисдикцией Йемена.
Распространение христианства на Сокотре приписывается Святому Фоме, который, потерпев кораблекрушение по пути в Индию в 52 году, высадился на остров, где и обратил местное население в свою веру, построив из обломков своего корабля первую церковь. Кроме Сокотры Святой Фома считается основателем христианства в Ассирии, Халдее, Вавилонии. Попавший на остров в 524 году греческий монах Козьма Индикоплевст обнаружил прочно укоренившееся христианство.
Сокотрийские христиане подчинялись несторианскому католиксу Вавилона, ставили во главе своей церкви собственного архиепископа, не подчинялись Папе Римскому, но признавали власть архиепископа Багдадского. Архиепископ Багдада присылает архиепископов на остров, а так же посылает их по всему миру, так же как делает Папа Римский.
Необходимо пояснить термин христианская Ассирийская Несторианская церковь, которая согласно словам исследователей укоренилась на острове Сокотра. Она относится к раннехристианским церквям и не относится к основным конфессиям христианства – католицизму и православию. Согласно древней традиции первыми, кто проповедовал среди ассирийцев, были Фома и Фаддей – ученики Христа. Древние Ассирийцы говорили на арамейском языке и учение пришло к ним непосредственно через исходный семитский первоисточник без фильтрации через греческую, римскую или какую-либо другую языческую культуру.
Отцами-основателями Ассирийской церкви являлись Аффрат и Евфраим, которые были семитами. Семитское христианство отличается от греческого христианства. С пятого века и далее сирийские церкви испытывали довольно скорую эллинизацию, в результате чего последующие писатели не могли полностью уйти от влияния греческой культуры в той или иной степени. Этот специфический семитский аспект ранней сирийской литературы был странно незамечен, не смотря на потенциальный интерес при изучении раннего христианства в целом. Ассирийская христианская церковь востока получила название несторианской после Нестора, патриарха Константинополя с 428 по 432 год, чья христианская доктрина и метод библейской интерпретации был принят ассирийцами по той причине, что отражал их собственные древние традиции. Ассирийское Несторианское христианство не является ересью и полностью принимает доктрины о святой Троице, непорочном зачатии, божественном происхождении Христа, как и другие основные доктрины, принятые всеми христианами, среди которых римские католики, восточные православные или протестанты.
По причине изолированности острова христианство там приобрело некоторые индивидуальные черты, так как распространившись на Сокотре, оно практически не получало поддержки из вне.
Многие другие путешественники: Марко Поло, посетивший остров в XIII веке, кармелитский священник Винченцо, бывший на Сокотре немного позже, а так же Франциск Ксавье свидетельствовали о наличии на острове христианства, хотя и в несколько видоизмененной форме. Сами сокотрийские христиане называли себя «христианами Святого Фомы» (как и ассирийские христиане), поклонялись ему. Кроме этого у них были и другие весьма странные традиции: они поклонялись кресту, но не знали ни проповедей, ни крещения. В каждой деревне был свой священник, который твердил молитвы и воскурял благовония. Сокотрийцы часто повторяли слово «аллилуйя», а вместо колокольного звона трясли деревянными трещотками. Хотя местные жители и исповедовали христианство, но почти ничего о нем не знали; скорее это было причудливым смешением традиций, обрядов и ритуалов, позаимствованных из автохтонных языческих верований и христианства. Они обожествляли луну, считали грехом употребление опьяняющих напитков и свинины, совершали обряд обрезания, но почитали крест и носили его во главе процессии, по три раза в день и столько же раз за ночь собирались в своих маленьких тесных и грязных церквях на службу, смазывали алтари коровьим маслом, ставили на них крест и свечу, воскуривали в церквях благовония. Почитанию святому Фоме отводилось так же не последнее место. Археологи, антропологи и историки, работавшие на Сокотре обнаружили остатки древней постройки - государственного учреждения, являвшегося резиденцией Святого Фомы. Местные жители гордились тем, что исповедуют учение Христа и, не смотря на практически тотальную безграмотность и отсутствие источников информации, поддерживали традицию на протяжении продолжительного времени.
Люди часто совершали самоубийство в старости. Каждое семейство имело пещеру, где хоронило своих предков. Жители Сокотры были строго моногамны.
Существуют упоминания о церквях и святилищах и некоторые надписи на крестах. На Сокотре практиковалось христианское погребение, но в видоизмененной форме.
Пещеры в известняковых горах были заполнены человеческими костями, с которых предварительно удалялась плоть. Эти пещеры затем замуровывались и превращались в склеп, как это было принято в восточно-христианской церкви. Среди костей обнаруживались резные деревянные предметы, которые выглядели так, будто их использовали в качестве крестов, обозначающих могилы.
Теперь стоит упомянуть и о религиозных деятелях Сокотры. Самой значительной фигурой среди них считается Теофилий, известный как Арианец или Теофилий Индийский, живший в середине IV века. Теофилий был приверженцем арианства – ереси, отрицающей Святую Троицу и божественность Христа. Теофилий был римским невольником с островов в Аравийском море или Индийском океане, обращенным в христианство и отправленным императором Константином в составе посольства, которое включало посещение Аравии и его родины на островах.
В более позднее время Ассирийское христианство на Сокотре подвергалось влиянию завоевателей – португальцев, англичан и арабов. Происходило это в XVI веке, когда христианство сильно ослабло, однако не уступило место мусульманству. Португальские конквистадоры пытались установить свое влияние на Сокотре, но местные жители предпочли им арабское правление, в особенности после попытки португальцев насильно внедрить среди них европейские римско-католические порядки.
Арабские путешественники X, XIV и XV веков свидетельствуют о существовании христианства на Сокотре.
Позднее Англия пыталась распространить свое влияние на Сокотре из-за выгодности ее стратегического местоположения. В 1886 году Сокотра стала Британским протекторатом. Во время де-колонизации Сокотры, она была передана Йемену.
Христианство исчезает на Сокотре примерно во второй половине XVII века, когда арабское влияние становится тотальным. Не получая поддержки от Несторианского патриарха христианство сдает позиции мусульманству. Христиане Сокотры продолжали отстаивать свою религиозную принадлежность, в то время как у них не было ни религиозного лидера, ни религиозного образования, что само по себе удивительно. По причине изолированности и потери контакта с материнской церковью, жители Сокотры продолжали помнить о своей христианской принадлежности. В 1800 году на острове произошел вооруженный конфликт. Вахибы высадились на Сокотре, уничтожая кладбища и церкви в прибрежной зоне вокруг Хадибо, устанавливая контроль над соблюдением мусульманского ритуала среди населения.
В настоящее время христиан на острове не осталось, и о существовании длительного периода христианского вероисповедания среди местного населения свидетельствуют лишь археологические раскопки и упоминания путешественников в письменных источниках.
Автор: Кристина Цуркан