Виндсерфинг на Сокотре

Ниже приводится описание ветровой ситуации на Сокотре в сезон сильных муссонных ветров, дующих с начала июня по сентябрь. Текст составлен Денисом Романовым, первым русским серфером, покатавшимся в одном из самых ветренных мест в мире.

 

Охота пуще неволи 

 

Сокотра была обнаружена мной именно благодаря ветру еще в Дахабе...

Если открыть сайт http://www.windguru.cz/, можно найти детальный метеопрогноз и статистические данные, способные поразить воображение любого серфера - постоянный ветер (умеренный северо-восток с октября по апрель и сильный юго-запад с июня по сентябрь) и прибойные волны, достигающие летом 4 метров с интервалом в 10 секунд. Прогноз дается по северо-западной части Сокотры - рыбацкому поселку Калансия, второму по величине поселению острова.

Первыми виндсерферами, покатавшимися на Сокотре, была, по всей видимости, пара итальянцев. В интернете был найден их отчет и несколько фотографий, красноречиво доказывающих, что Сокотра действительно является серьезным местом для любителей волн и ветра.

Постепенно из Дахаба, который к тому времени уже стал менее интересен в плане виндсерфинга, на Сокотру было перевезено почти все серфовое снаряжение (2 кастомные доски 66 литров, набор парусов от 3.7 до 5.0) общим весом в 150 кг.

Наступило долгожданное лето 2007 года. Приехав на Сокотру в конце мая, в надежде успеть на начало муссонных ветров, я еще раз детально изучил все возможные споты. Однако полной ясности не было. Сокотрийцы давали достаточно разноречивую информацию о волнах и ветре. Оставалось ждать начала муссона, который в этом году пришел с опозданием, только в 15-х числах июня.

Ветер начался внезапно ночью. Я уже успел заснуть в своем доме в Хадибо, как был разбужен страшным шумом. Все вокруг гудело. Дом издавал необычные звуки - от инфернальных гулов до резких высоких вскрикиваний. Спутниковая тарелка на крыше какое-то время отчаянно пыталась остаться на своем месте (часть конструкций я потом так и не нашел). Растущие рядом пальмы согнулись пополам. Такого жесткого ветра я еще не видел! Порывы достигали 30 метров в секунду. Заснуть в ту ночь так и не удалось. Остаток ночи был проведен на крыше любуясь стихией.

Ветер рваным потоком сваливался с гор прямо в море, унося с собой накопившийся уличный мусор и горы песка и пыли. Хадибо в момент преобразилось. На всех автомобилях двери были подвязаны веревками, чтобы их не вырвало ветром, окна домов задраены. Порывы ветра достигали такой силы, что вырывало не только спутниковые тарелки с крыш домов, но даже пластиковые баки для воды - французская пара, работающая на острове, утром обнаружила свой недавно установленный бак через три участка.

Летние муссонные ветра сильно влияют на жизнь местных жителей. Рыбная ловля с лодок практически прекращается - обычная рыбацкая лодка с малосильным навесным двигателем не может справиться с таким ветром. Также прекращается морское сообщение с островом - последний корабль привозит грузы из Мукаллы в конце мая, после чего островитяне могут довольствоваться только старыми продуктовыми запасами, привезенными с материка и традиционной козлятиной и рыбой, которую летом можно ловить с берега. И без того немногочисленный набор овощей и фруктов на местном рынке закончился уже через неделю. Сельское хозяйство на Сокотре практически отсутствует, все продукты за исключением рыбы и мяса привозятся с материка. Иногда на рынке удавалось перехватить свежие овощи, которые в небольшом количестве иногда по вторникам на остров доставлял военный самолет. Случалось это нерегулярно и стоило как в хорошем московском супермаркете. Недостаток свежих овощей восполняли отличные витаминизированные соки йеменского производства, которые выпивались ежедневно десятками банок. Рис, козлятина, рыба и многочисленные консервы в банках составили мой рацион на два месяца.

Летом Сокотра пустеет. Большинство рыбаков улетает рыбачить в Мукаллу, сезонные рабочие возвращаются в Аден и Сану, туристический сезон замирает до конца сентября. С северного побережья большинство местных жителей вместе с козами перебираются в центральные и южные области, где ветер не такой сильный. Следуя древним традициям гостеприимства, жители горных плато радушно принимают у себя рыбацкие семьи с северного побережья на все лето.

Но вернемся к ветру. Муссонные ветра, приходящие на Сокотру с юго-запада, цепляются за центральное плато, образуя сильную облачность. Летом температура в центральных частях острова существенно падает и может достигать 15 градусов. Охлажденный воздух, подгоняемый муссоном, в прямом смысле сливается со склонов гор, попадая на разгоряченные прибрежные равнины.Типичный термальный ветер. Находясь на побережье, можно видеть, как конденсируется влага на горных пиках, образуя плотные белые облака, которые потом рассасываются, стекая вниз по склонам, нагреваясь по дороге и разгоняясь до ураганной скорости.

Наиболее сильный ветер наблюдается в районе столицы Хадибо, которая расположена между двумя горными грядами. Кому пришла идея построить столицу в самом ветряном месте острова, не понятно... По всему северному побережью, за исключением пары-тройки мест летом дует почти строго отвальный ветер такой силы, что море становится похожим на закипающую воду. Уже в нескольких метрах от берега ветер срывает верхний слой воды, образуя небольшие торнадо из водяной пыли, которые с ревом уносятся в открытое море. В сотне метров от берега образуется крутая, невысокая, но очень быстрая волна, а линия горизонта размывается между морем и небом. Потоки ветра, направляемые геометрией прибрежных гор, образуют сильные течения, которые иногда сталкиваются между собой, образуя стоячие валы. На северо-востоке острова, где достаточно высокие горы подходят к морю почти вплотную, обратными вихревыми потоками образуются гигантские песчаные дюны из белоснежного морского песка, которые зимой можно с успехом использовать для сендбординга [надо попробовать!]. Ветер образует вертикальную «бочку» и в узкой прибрежной полосе шириной всего в несколько десятков метров можно даже кататься на виндсерфинге вдоль пляжа в условиях on-shore!

Несмотря на серьезный риск быть унесенным в море, я несколько раз покатался на северном берегу справа от Хадибо, где ветер не такой рваный и дует в море под углом в 60 градусов, давая небольшую надежду выгрести в случае поломки на мыс, расположенный за морским портом в нескольких километрах к востоку.

Те, с кем мы катаемся вместе в Дахабе на мысе Лайтхауз, знают мою любовь к «передозу» - сильному ветру и большим парусам. За последние два года при любом, даже очень сильном ветре, я использовал в Дахабе всего один парус 5.0 и доску 66 литров. Несколько специфический стиль катания с использованием слаломной трапеции и маленьких досок от 57 до 66 литров дает возможность излишек ветра преобразовать в скорость. В Дахабе замеры по GPS показывали на пиках 75 км/ч. Скорость нужна для прыжков, высота которых в дахабских условиях иногда достигает высоты трех мачт (около 12 метров). Выше в Дахабе прыгать не получается, так как для прыжка приходится приводиться к ветру и терять скорость.

На Сокотре мой дахабский опыт пришелся к месту, однако удовольствия каталка не принесла. Постоянный риск быть унесенным в открытое море, сильные течения, против которых невозможно выгрести, короткие галсы и очень рваный ветер превращает катание в банальное выживание.

Самое страшное - поломка или выпуск снаряжения из рук после прыжка. Те, кто катался на сильном ветру, знает, что иногда после падения парус ложится на доску таким образом, что снаряжение начинает просто катиться кубарем по воде, не оставляя серферу надежды вплавь догнать свое оборудование.

Французские серферы из PWA Rophael Filippi и Huart Xavier (F33), лучший вейврайдер Франции 2006 года посетили Сокотру летом 2007. Группу сопровождал Eric de Cruz, владелец издательского дома, тоже серфер, для которого хобби является профессиональная съемка виндсерферов. По результатам поездки в журнале WIND в ноябре выйдет большая статья, посвященная виндсерфингу на Сокотре.

Пробыв на Сокотре неделю, французы, объехавшие до этого почти весь мир, единогласно заявили, что более сильного ветра они до этого никогда не видели.

 

Так или иначе, я испробовал почти все споты на Сокотре в сезон муссонных ветров и могу подробно их описать:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спот 1. Бухта Калансия

Сильный и очень рваный ветер. Порывы до 30 м/c, просадки до нуля. Ветер отвальный, с небольшим углом. Если не уходить в море слишком далеко, в случае поломки есть вероятность выплыть на северный мыс. Выход достаточно простой - песчаный с отдельно стоящими островками вулканической породы, на которые лучше не попадать. Через 50-70 метров от берега - невысокие, но быстрые и крутые волны прямо по курсу, позволяющие очень высоко прыгнуть. Прибой проходится без особых проблем.

Ветер сваливается пакетами с южного склона гор и достигает такой силы, что стоять на берегу со снаряжением в руках невозможно. На берегу доску вырывает из рук, приходится прижимать снаряжение к земле чтобы его не унесло. Сборка-разборка паруса на открытом пространстве представляет собой отдельное экстремальное упражнение.

Использовался максимально выбитый парус 4.2 (меньше на тот момент не было). Французы использовали 3.4, 3.7 и жаловались на передоз, хотя чувствовали себя более безопасно, чем в других местах.

 

Спот 2

Расположен левее аэропорта. Длинный ровный песчаный пляж. Ветер достаточно ровный до 15-25 м/c с редкими порывами до 30 м/с. Строго отвальный. Идеальное условие для заездов на скорость. Волны практически нет, только небольшой накат в непосредственной близости от пляжа. Идеально ровная вода. Кататься можно прямо у берега. В случае поломки снаряжения достаточно легко можно выгрести против ветра.

 

Спот 3. Хадибо

Направо от Хадибо тянется достаточно длинный песчаный пляж, откуда легко стартовать. Спот достаточно сильно похож на Калансию - ветер того же направления дует с гор под небольшим углом, справа в нескольких километрах есть мыс, куда теоретически можно выгрести в случае поломки. Волна ветровая, быстрая и крутая. Невысокие, но крутые волны высотой 1-2 м практически прямо по курсу обеспечивают очень высокие прыжки.

В 100-150 метрах от берега начинается полоса шквального ветра, который постоянно меняет направление и срывает воду с поверхности. Водяная пыль напоминает пар, поднимающийся от закипающей воды. Доска становится практически неуправляемой.

 

Спот 4. Мыс Рас Эрисель

Самая восточная точка Сокотры. По всей видимости, самое интересное место для профессионалов - именно здесь была сделана основная часть фотографий для журнала WIND.

Спот представляет собой небольшой кусок песчаного пляжа, слева и справа ограниченного вулканической породой. Кататься можно на отрезке около 200 метров.

Ветер строго отвальный и почти не меняет направления. В отличие от других мест, ветер очень плотный, так как образуется смешением двух ветровых потоков - с южной и северной стороны.

Отличная прибойная волна высотой до 3-4 метров, которая нерегулярно накатывает на пляж. Кататься можно в 5-20 метрах от берега. Дальше в море, где ветер усиливается, уходить опасно -выгрести на берег со сломанным снаряжением вряд ли возможно - очень сильные течения.

Использовать парус больше 3.7 по меньшей мере неразумно.

Справа начинаются скалы, где громадные океанические волны с грохотом разбиваются о скалы, образуя облака водяной пыли. F33, переоценив свои силы, сделал попытку выйти на воду из небольшой рыбацкой бухточки, расположенной правее, но сразу вернулся на берег - ошибка была бы равносильна самоубийству.

 

Спот 5. Махфирхин

Рыбацкий поселок Махфирхин расположен на краю сравнительно большого залива на юго-востоке Сокотры. Дальше продвижение на автомобиле невозможно.

Муссонный ветер, дующий с юго-запада, упирается в прибрежные утесы, меняя свое направление и постепенно усиливаясь. Около берега ветер не сильный, но порывистый. Случаются долгие просадки, не обеспечивающие даже водный старт.

Прибойная океанская волна, проходя через мелководье залива (глубины от 1 до 3 метров) образует широкую полосу прибоя, проходить которую для меня было чрезвычайно сложно. За все время мне удалось только один раз пройти прибой высотой 2-3 метра в центре залива. Около рыбацкой деревни выход на воду сравнительно спокойный, но ветра из-за прибрежной насыпи и кустов сначала не хватает. Можно пешком пройти на расстояние 50-70 метров от берега, где ветер усиливается и затем сделать водный старт. Волны идут чуть слева, что дает возможность пройти еще 100 метров непрекращающегося прибоя. В открытом океане пологие валы достигают 5 метров, ветер существенно усиливается. На 4.2 бывает много, хотя у берега этого не чувствуется.

Уходить далеко в море достаточно некомфортно, хотя сама каталка в открытом океане просто великолепна - громадные редкие валы, возможность спокойно уйти от обрушения кромки, относительно ровный ветер, очень высокие и длинные прыжки! Дело осложняется тем, что, как и везде, ветер отвальный, до берега (где уже начинаются скалы) плыть далеко, местные постоянно говорят об акулах, которые летом подходят близко к берегу в этом месте. Хотя лично я акул не видел, но выпрыгивающие рядом с доской увесистые тунцы способствуют выработке ненужных доз адреналина.

В любом случае, при выходе на воду в районе деревни заканчивать каталку приходится ниже по ветру в зоне жесткого прибоя, начинающегося метрах в 100 от берега. Вырванная волной матчать через пару минут оказывается выброшенной на берег, а борьба с волной и отбойным течением может занять больше часа.

Часто песок, сдуваемый с пустынной части южного берега, образует настолько плотную завесу, что в море видимость ограничивается 50-100 метрами. Ощущение на воде не из приятных.

 

Спот 6. Бухта Aomak

Небольшая бухта с высоким ровным прибоем, но ветра мало даже с парусом 5.0 (доска 66 литров). Удобный выход с левой стороны бухты, но хорошего ветра я так там и не видел. Спот больше подходит для чистого серфинга.

 

Споты 7,8. Ди Себро и дикий пляж Нэт

Отличное место с высоким прибоем, но ветра почти нет. В ДиСебро можно доехать на машине, до безлюдного пляжа Нет можно добраться только пешком через перевал или на лодке (с октября по май). Пляж Нэт - идеальное место для чистого серфинга. Лучше время - конец июля-август.

 

Спот 9. Бухта Шуаб

Поездка в бухту Шауб на автомобиле представляет собой отдельное путешествие. Большая часть проселочной дороги проходит через юго-западное плато острова, где туристов никогда не бывает. Дорога от Хадибо до бухты Шуаб занимает 3-4 часа и может быть рекомендована любителям off-road. Проехать можно только на хорошем внедорожнике, рискуя при этом за день пути проколоть пару колес об острую вулканическую породу. Дорога идет момо небольших поселений, где местные жители с удивлением рассматривают чехол от доски и белых людей за рулем. Заблудившись однажды, я попал в отделенную деревушку, где был приглашен в дом попить чаю с козьим молоком.

Бухта Шуаб сравнительно небольшая. Подъехать к берегу можно, держась левее рыбацкого поселка.

Такой же сильный, отвальный и рваный ветер как в Калансии. Чистый океанский прибой достигающий 3 метров накатывает на песчаный пляж. Прибойная волна нерегулярна и напрямую зависит от ветра - сразу после сильных продолжительных порывов поднимается максимально высокий пакет волн. Выход достаточно простой, однако вернуться в точку старта достаточно сложно - ветер меняет свое направление вдали от берега.

От бухты Шуаб за 3 часа можно дойти пешком до диких пляжей Net, где ветра не бывает.

 

Резюмируя вышесказанное - летом лучше отправиться с парусной доской в другие места - на Сокотре слишком сложно, опасно и не в удовольствие.

Сокотра может быть интересна кайтерам в зимний сезон, когда умеренный северо-восток создает на северных пляжах идеальные условия для кайтинга.

 

 

Фотографии французских серферов можно посмотреть здесь.

 

 

Съемка Дениса Романова, июнь-июль 2007

 

 

← Дайвинг на СокотреСокотра для яхтенных круизеров →
Комментарии ()
    Последнии комментарии
    Гость
    19 апреля 2010
    Это просто рай!!))
    Сокотрийцы здороваются носами - здесь принято касаться друг друга носами при рукопожатии.
    Наши проекты
    archerAyaftDarsaDelishadetwahDi Hamridi sebroDixamDracaena CinnabarierisselHadiboHomhilHoqKalesanMumiNogetSamhaShuabSkantsterowadi dirhurАбд-эль-КуриАвиабилетыАктивность на СокотреАлександр АрзянцевАлоеАнна ПчелинцеваАня МоисееваАрхеологияБиологияБлаговонияБронированиеБутылочное деревоБыт сокотрийцевВелосипедВерблюдыВертолет на СокотреВертолётВеснаВетерВидеоВладимир АгафоновВладимир МельникВодопадыВоенныеГрупповые турыДайвингДенис РомановДеревня СновДети на СокотреДраконовое деревоДюныЗагадки СокотрыЗимаИндивидуальные турыИндивидуальный гайдингИсследование островаИсторияЙеменКальмарыКаньоныКартыКвадрокоптерКемпингиКровь драконаКультураЛаданЛариса РеутоваЛетоМагазинМедМедицинаМеста СокотрыМирраМирровое деревоМореМузыкаНадежда НовиковаНовый годОграниченияОлдованОтелиОтзывыПанорамыПещерыПиратыПитаниеПляжиПогодаПолитикаПортПравилаПриродаПроисшествияПтицыРазвитие островаРесторанРецептыРыбаРыбалка на СокотреСССРСаалефСанаСендбордингСказкиСокотрийский языкСокотрийцыСпециальные программыСтандартные турыТекстыТрекингТреккингТуризмФаунаФильмФотоФототурФридайвингХагьерХристианствоЧерепахиЭкологияЭндемикиЯхтингтрекинг
    About Socotra in English