После долгого перерыва Сокотра начала прием круизеров, проходящих через Аденский залив.
Сомалийские пираты, о которых уже два года ничего не слышно, продолжают отпугивать от архипелага Сокотра круизеров, проходящих через Аденский залив. Это объясняется тем, что многие лоции и руководства для кругосветчиков рекомендуют держаться подальше от Сокотры и сомалийского побережья, расположенного неподалеку.
Исключением стала российская яхта "Дельта", капитан которой, Андрей Невзоров, не побоялся мнимых опасностей и принял наше приглашение посетить Сокотру. 12 марта 2014 года яхта "Дельта" встала на рейде порта Хаулаф, расположеннего в нескольких километрах восточнее столицы острова.
Мы заранее выписали для экипажа туристические визы, а по прибытию на Сокотру помогли оформить все необходимые документы, закупить продукты, воду и топливо.
Ниже приводится отчет Андрея Невзорова о пребывании яхты "Дельта" на острове Сокотре.
Яхта "Дельта" на якорной стоянке в порту Haulaf:
Проверка лодки охраной порта и таможенной службой:
Удобное место для якорной стоянки:
Сам порт это скорее просто пирс, около которого разгружаются торговые суда, пришедше из Мукаллы и Эмиратов. Большинство товаров доставляется на Сокотру именно морским путем.
Здесь же разгружаются небольшие танкеры, доставляющие на Сокотру бензин, солярку и газ.
Для яхт рекомендуется вставать на якорь западнее пирса. Это место лучше защищено от волн, приходящих с северо-восточным муссоном с ноября по февраль. В марте-апреле-мае море спокойное.
В начале пирса расположен удобный пляжик для высадки из динги. В 50 метрах от пляжа - круглосуточный пункт охраны. Воровства на Сокотре нет, поэтому каждая попытка привязать на ключ динги встречала у местных жителей легкое негодование.
SOCOTRA (SUQUTRA), остров вне времени
Российская яхта DELTA, 10 метров, алюминий, экипаж 2 человека, капитан Андрей Невзоров. Информация о наших плаваниях на сайте www.theglonass.com на английском языке. Мы возвращалась из кругосветного плавания, и в марте 2014 года стартовали с северных Мальдив, с острова Uligamu, в направлении острова Сокотра, где мы стали первой парусной яхтой, зашедшей в этот район за последние десять лет.
Мальдивы-Сокотра
На северных Мальдивах была короткая остановка, сбор за чек-ин составил 160 долларов, на острове Uligamu вода 0,2 доллара за литр, небольшой выбор продуктов в единственной на острове лавке. Место для постановки на якорь - 07-04,7 N 072-55,1 E. В рыбацкую гавань не заходить, все перегорожено веревками. В гавани можно оставлять динги. Формальности в доме в двухстах метрах налево от гавани.
Рядом очень красивый необитаемый остров Vagaaru 07-05,4N 72-52,7 E, отличный снорклинг, на анкридже немного покачивает, сильное течение.
27.02.2014 Вышли с Мальдивских островов курсом 270 при северном ветре 10-15 узлов в галфинд с хорошей скоростью. Примерно после 65 градуса Е ветер начал отходить в востоку, позволив нам подниматься к северу, сохраняя курс галфинд. Через 13 дней, пройдя 1150 миль по генеральному курсу, мы подошли к острову Сокотра.
Зачем мы пошли на остров, не рекомендуемый к заходу из-за пиратской опасности? Мой друг Денис Романов, живет на острове Сокотра уже семь лет, занимаясь развитием туристического бизнеса . Он пригласил нас, уверив в том, что Сокотра очень гостеприимный, красивый и безопасный остров, население которого заинтересовано в развитии туризма и визитах яхт. Мы хотели проверить эту информацию.
Подходы к Сокотре
Около острова ветер стал восточным, позволив нам без проблем обойти восточную оконечность острова, опасную выходящими далеко в океан отмелями и сильными течениями, на расстоянии около десяти миль. Вход в бухту, в которой находится пирс и якорная стоянка, свободен от опасностей, сама бухта закрыта от ветра и волн с северо-востока, доминирующих в это время года. Ориентиром для захода является высокая дюна, под которой находится нефтехранилище.
Вход ночью возможен, но не рекомендован из-за местных торговых судов, стоящих на якоре без освещения. От точки 12-41,4N 054-04,4 E необходимо ориентироваться визуально. Для постановки на якорь, надо пройти через анкридж грузовых и рыболовных судов и встать на якорь на глубине 5-7 метров, западнее оконечности пирса, на дистанции около 0,2 миль от него, таким образом, чтобы не создавать помех небольшим торговым судам, подходящим для разгрузки к торцу пирса. Есть муринги, но они не проверены, и лучшим решением будет постановка на свой якорь. Грунт держит отлично. Волны нет.
Стоянка для динги - небольшой пляж у западного основания пирса рядом с палаткой охраны порта. Динги можно безопасно оставлять на берегу, так как воровства на острове нет.
Формальности
Система приема яхт на острове еще не отработана, поэтому вам лучше заранее известить о вашем приходе, написав письмо по адресу office@socotra.info туристическому агентству “Socotra Tamam” (Денис Романов, тел. +967-777758792 или Ghanem Hassen, tel. +967-771738887), которое взяло на себя работы по обеспечению сервисом круизеров, заходящих на Сокотру. Они известят о вашем приходе власти и подготовят встречу. С ними же можно заранее согласовать программу посещения Сокотры.
Когда вы зайдете в порт, к вам подойдет лодка с охраной, поможет встать на якорь и работник порта проверит количество людей на борту, после этого вам разрешат спустить динги и доехать до берега, где вы должны будете отдать паспорта, документы на лодку, last port clearance для проверки и постановки йеменской визы. В это же время лодку досмотрит представитель таможни. Нам, как первой яхте, пришедшей на остров за последние годы, формальности были проведены бесплатно, но в дальнейшем стоимость оформления составит около 200$ + 100$ агентские.
Нам было предложено сдать анализ на ВИЧ, так как условием получения Йеменской визы является наличие справки об отсутствии заболевания, которой у нас не было. Анализ крови из вены был сделан бесплатно, в прекрасно оборудованном госпитале одноразовыми инструментами, на руки выдана справка об отсутствии заболеваний. Главный врач госпиталя уверил нас в том, что в дальнейшем на яхтсменов эта норма распространяться не будет.
В нашем случае мы оформили йеменские визы заранее (по копии паспорта, стоимость услуги - 100$), однако по йеменским законам вы можете получить разрешение на выход на берег, не имея йеменской визы. Иммиграционные органы забирают у вас паспорта и выдают вам разрешение на выход в город (исключение составляет порт Ходейда, куда яхтсменам заходить категорически не рекомендуется! - см. ниже...)
Обслуживание
Столица Сокотры - город Hadibo расположен в десяти километрах от порта, общественного транспорта нет. Мы использовали транспорт, предоставленный принимающей стороной. В городе — хороший выбор фруктов, овощей, рыбы и морепродуктов, можно найти козлятину, прекрасные сладости и хлеб. Обязательно попробуйте местные бананы, помидоры и папайю. На местные товары цены очень низкие. Большое количество лавок с привозными товарами первой необходимости, цены на которые европейские.
Помимо обычных товаров, рекомендуем купить на Сокотре: натуральное сухое молоко, растительный маргарин Ги, финики, щербет, халву. Отличный консервированный тунец производства Mukalla.
Топливо в небольших количествах можно приобрести на бензоколонке на пути от порта в город, при большой потребности можно организовать доставку до пирса. Цена дизельного топлива на заправке - 10 долларов за 20 литров, бензин - 0,58$ за литр. Возможна заправка топливом с машины по коммерческим ценам для торговых судов.
Вода без проблем доставляется на пирс автоцистерной по цене 20 долларов за тонну.
Можно заправить баллоны для дайвинга и договориться об очистке днища лодки.
Возможности ремонта ограничиваются наличием автомастерских.
Валюта и связь
Валюта - йеменский риал. Курс стабильный — 1 $= 215 YR. В городе можно обменять доллары и евро. Есть банкомат, принимающий карты VISA.
Интернет на Сокотре достаточно медленный. В городе есть одно интернет-кафе, которое работает по вечерам. Стоимость 10$ в час. Мы пользовались бесплатным интернетом в офисе нашего агента.
Достопримечательности
Сокотра - остров, безусловно требующий посещения. Мы, пройдя вокруг света, и посетив острова Атлантического и Тихого океана, включая Галапагосы, и осмотрев ЮВА, были потрясены первозданной красотой острова и приветливостью живущих на нем людей. То, что вы увидите на Сокотре, вы не увидите нигде в мире - остров уникальный, такой, каким был сотни лет назад. Туристов на острове пока сравнительно мало (около 3000 человек в год — в основном из стран Европы, России, Америки, Канады).
Предварительное знакомство с островом вы можете провести, посетив сайт www.socotra.ru
Город Hadibo не является достопримечательностью, и, чтобы узнать настоящую Сокотру, нужно ехать на природу, лучше всего на несколько дней. Оптимальное время для знакомства с Сокотрой - одна неделя. Настоятельно рекомендую заказать экскурсионную программу у «Socotra Tamam» - это гарантирует вам отличное качество и интересную и продуманную программу. Денис, как серфер и яхтсмен, поможет с решением ваших проблем со снабжением и транспортом от порта до города. Вы также можете отлично поесть в его ресторане, там же можно принять душ и договориться о стирке грязного белья.
Мы были ограничены во времени, поэтому отвели на Сокотру всего 4 дня, два из которых мы посвятили осмотру острова. Вместе в Денисом мы съездили в центральную часть острова, где растут драконовые деревья, возраст которых достигает 1000 лет. Здесь же растут ладановые и мирровые деревья. Спустившись по горному серпантину в каньон, мы долго купались в проточном пресноводном бассейне, а на закате заехали в белоснежные дюны на южном берегу Сокотры.
На второй день мы отправились на северо-восток острова, где расположены высокие дюны, образующиеся за время летних муссонных ветров. Денис взял с собой специальные доски для катания по песку. Сендбординг - отличное развлечение для людей, не страдающих отдышкой при подъеме.
Очень сожалеем, что нам не хватило времени посетить уникальную пещеру Hoq, мистическую Долину Снов, бухту Шуаб, и «Затерянный мир», где растут самые большие бутылочные деревья.
Транспорт
С Сокотры 3 раза в неделю летают регулярные рейсы до Саны (столицы Йемена), связанной международными рейсами с остальным миром. Стоимость перелета Сокотра-Сана 215$ долларов.
Также есть субботний рейс Сокотра-Shardja (UAE).
Проблема пиратства
Мы говорим об этом, исходя из своих впечатлений, после официального разговора с властями Сокотры и из бесед с рыбаками и местными жителями.
Пиратов на острове и вокруг него нет. Местное население очень дружелюбно, оружия у населения на Сокотре нет. Сокотрийские рыбаки постоянно контролируют водное пространство вокруг острова и до 52 Е на запад, где проходит Йеменско-Сомалийская граница, включая острова Samha, Darsa и Abd al Kuri, где расположена йеменская воинская часть. За последние годы пиратов никто из местных жителей не видел.
По выходу с Сокотры, под восточным ветром 10-15 узлов, мы шли курсом 332 на точку 14-31,2N 052-57,5, пересекли «коридор безопасности» карго, и дальше шли параллельным ему курсом 254 на точку 12-05,7 N 045-00,6 E на удалении около десяти миль от линии движения. При этом мы находились в зоне уверенного радиоконтакта с грузовыми судами на случай возникновения проблем. Во время перехода нас постоянно отслеживали береговые радары Йеменских ВМС (по показаниям радар-детектора), вертолет ВМС совершил трехкратный облет яхты, мы видели судно береговой охраны.
Остановки на материковом Йемене (Аден, Ходейда)
Мы получили резко негативный опыт с заходом в порт Ходейда, где нам нужно было высадить на берег Дениса, прошедшего с нами на яхте от Сокотры до Красного моря.
Коммерческий порт Ходейда не предназначен для захода маломерных судов. Зайдя в порт Ходейда, вы рискуете потратить более 1500$ за двухдневную стоянку у разбитого причала без каких-бы то ни было удобств и без возможности схода на берег, так как порт является режимным объектом.
Мы имеем информацию, что порт в Адене без проблем принимает круизеров. Наши знакомые (лодка «Anima»), шедшие маршрутом Оман-Красное море в это же время, зашли в Аден для закупки продуктов и топлива. Оформление обошлось в сумму 200$ и не вызвало никаких трудностей. Аден оставил у них положительные впечатления.
Выводы
Мы считаем, что переход от Индии (Шри-Ланки или Мальдив) до пролива Баб-Эль-Мандеб с остановкой на острове Сокотра является хорошей альтернативой переходу с остановками в Омане и континентальном Йемене.
Готов ответить на ваши вопросы mailfordelta@gmail.com
Капитан яхты DELTA Андрей Невзоров
***
О совместном переходе с яхтой Дельта от Сокотры до красноморского порта Ходейда:
http://socotra.ru/index.php?id=1073
http://socotra.ru/index.php?id=1075
http://socotra.ru/index.php?id=1076
Замечание о сомалийских пиратах: По нашему мнению, проект "сомалийские пираты" был инициирован страховой компанией Lloid, по сути являющейся монополистом в вопросе страхования морских перевозок. Страховые тарифы существенно выросли, несколько частных охранных компаний имеют хорошо оплачиваемую непыльную работу по сопровождению торговых судов от порта Джибути до Шри Ланки, ну и сомалийцам дали немного заработать.